Преподаватели
Как найти работу и получать доход от музыки и звука?
Про тенденции в звукорежиссуре, обучение, карьеру и запись альбома
Игорь Бардашев
Куратор курса "Музыкальная звукорежиссура"
Игорь — преподает запись музыкальных инструментов в студии и полевых условиях. Он знает как правильно расставлять микрофоны, настраивать и сводить, чтобы получилось круто.
— Здравствуйте Игорь, расскажите как началось ваше знакомство с музыкой?
—  Я начал заниматься музыкой в 12, уже в довольно позднем возрасте. На меня повлияло творчество группы Dream Theater. Я учился в музыкальном лицее, а затем поступил в московский колледж нетрадиционной музыки на курс ударных инструментов.

Посещая по вечерам занятия в музыкальном колледже, на дневном отделении я учился в техническом колледже. Пытался усидеть сразу на двух стульях. Как ни странно, это помогло развитию «технического мышления».

Я играл в то время в нескольких группах, колесил с ними по стране. Особенно сблизился по духу с группой Rekevin. Вместе мы участвовали в музыкальных фестивалях.

Звукорежиссером я начал работать в баре Швайн, клубе MezzoForte и POD'Московье. Два года работы в POD'Московье это классный экспериенс с отличными исполнителями SunSay, Animal ДжаZ.

Однажды, мой одноклассник привел меня на запись в студию Сергея Большакова (сейчас — Параметрика). Я напросился помогать — сначала приносишь кофе, потом переносишь комбики, разматываешь провода, ставишь микрофоны и так шаг за шагом дослужишься до главного звукоинженера.
Всего это заняло у меня шесть лет.
— Расскажите про жизнь студии?
— Студия живет очень бурной жизнью. Бывало такое, что утром писали игру на рояле для комиссии в творческом ВУЗе, днем приходили рокеры, а вечером мы переключались на хип-хоп и R’n’B. Это и классно и жестко одновременно.
Когда слушаешь при записи одну песню много раз, нужно уметь очистить мозговой буфер
— А какие были самые интересные коллективы, с которыми вы работали?
—  Я долго работал с группой БИ-2. Мы вместе записали 3 альбома. С  Tesla boy полностью сделали прошлый альбом. Работали с SunSay.
Интересным опытом была работа звукоинженером в Образцово-показательном эстрадно-симфоническом оркестре при МВД России. За два года научился тонко чувствовать аспекты звучания, видеть взаимодействие музыканта и дирижера, акустики и оркестра, понимать алгоритм правильной записи оркестра.
—  А во сколько обходится запись альбома в студии?
— Я могу сказать цифру «от», но «до» может тянуться до бесконечности.

Однажды к нам на студию пришел джазовый коллектив, шесть человек, (в студии можно было записаться составом).
Настройка, саундчек, и за два часа — альбом записан. Джаз это импровизация, поэтому на запись нужно не так много. Потом около трех дней постобработка. Такой альбом будет стоить 15 тысяч рублей запись + 30 тысяч сведение. Но это минимум. Обычно, сумма может быть в разы больше.

Стоимость записи альбома зависит от жанра и подхода. В роке инструменты часто пишутся не вместе: барабаны, бас-гитара, гитара, ударные — на каждый 3−5 дней. Еще стоимость зависит от сложности аранжировки.
— Какие тенденции и как влияют на музыкальную звукорежиссуру?
—  На музыку очень сильно и сиюминутно влияют тренды. Если ты знаешь тренды, можешь создать свежее модное звучание для группы — ты будешь в топе.

Сейчас есть интересная тенденция (в России это есть, не знаю как на Западе), когда один звукоинженер отвечает и за студийный и за концертный звук группы. Он понимает саунд коллектива, дает гарантию стабильного звукового результата.
— Проще работать с профессионалами с огромным опытом или с начинающими молодыми исполнителями, которые готовы на эксперименты?
— Даже начинающему звукоинженеру проще работать с профессионалом, чем с начинающим. С профессионалами можно узнать много нового, они делают все сами, а тебе остается только нажимать на REC. С музыкантами-новичками нужно уметь обернуть звук в сладкую обертку.
Найти работу и зарабатывать на звуке и музыке — можно.
— Как найти работу и получать доход от музыки и звука?
— Найти работу и зарабатывать - можно. Варианты развития для музыкантов я вижу такие:

  • Работа в качестве музыканта или звукорежиссера в составе группы
  • Наемная работа как сессионного музыканта или сессионно на записи (не состоя в группе и не не отправляясь на гастроли)
  • Написание аранжировок
  • Работа звукорежиссером, музыкантом в ресторанах и барах
  • Написание своей музыки и получение отчислений из РАО, когда кто-то использует вашу музыку.

Последнее — в России не так развито. Можно заработать на авторских правах, а исполнительское право — не работает. Ты исполнил песню Фрэнка Синатры и мог бы получать за каждый раз, когда композицию в этой аранжировке крутят на радио. Но в России этого нет.
Исполнительское право в России — не работает
— А что касается музыкальной звукорежиссуры? Как найти работу после обучения?
— У меня нет именно звукорежиссерского образования. В России всего около пяти ВУЗов, которые обучают звукорежиссуре. Но я пошел по другому пути, учился сам — познавал, сидел за спинами людей и смотрел за процессом работы, расставлял микрофоны.

Если есть образование, но нет опыта — ты должен быть готов, что придется за маленькую плату смотреть и помогать. Это неплохо и никак не унижает твоего достоинства. А если есть знания ты будешь быстро востребован. Это лучший способ получить работу.

Во время работы в Параметрике нам часто приходили письма от вчерашних выпускников. Начинающие звукорежиссеры готовы бесплатно варить кофе, лишь бы дали посмотреть как записывают хорошую музыку. Если это был адекватный человек, мы обязательно его приглашали.
Школа ассистирования — важна.
Она очень помогает становлению кадров.
— Они успешно заканчивали стажировку?
— За все время из 15 человек всего один встал в строй, остальные сходили 1−2 раза. Людям мешает их эго. Такие ребята считают, что если ты получил корочку, то тебе сразу должны платить много деньги.
Я считаю — сначала докажи, что ты усерден и действительно хочешь работать.
Институт звукового дизайна
Сначала я был приглашенным преподавателем, делал мастер классы, читал лекции на определенные темы, например по реверберации. Ребятам понравилось и меня пригласили вести целый курс.

Делиться знаниями — интересно. Я считаю, что это очень важно, когда преподавателю нравится расширять горизонты знаний студентов. Учась в институте все сталкивались с ситуацией, когда препод — отличный специалист в своей области, но преподавать грамотно не может. У нас такого нет.
— А чем отличается Институт звукового дизайна и его студенты?
— Наш Институт очень творческий. Сюда приходят чтобы получить не только знания, но и опыт. Это осмысленный выбор профессии, а не место «куда мама послала». Студенты хотят заниматься, учиться делать работу качественно, понимать как заработать на том, что ты действительно любишь.
— Вы улучшаете программу каждый год. Что будет дальше?
—  Я хотел бы построить процесс по-новому. Со следующего года я добавлю больше практики в начале.
В этом учебном году у нас был большой блок теоретических лекций в первые месяцы. Это может быть довольно сложно: формулы, графики, а потом уже практика.

Со следующего года будем действовать так: лекционная информация + легкая интерактивная творческая составляющая. Пусть они будут не очень связаны друг с другом по началу, но так студентам будет легче воспринимать процесс работы в целом.
Главная задача Института — поставить базис, понимание музыки, показать средства для лучшего результата.
Удобно ли обучение в таком формате? Успевают студенты за год?
За год наши студенты успевают пройти весь блок информации и мы всегда готовы помочь и дать дополнительную информацию. Без особой необходимости не нужно больше поступать куда-то. Но мы, как настоящие специалисты (смеется), учимся всю жизнь.

Нельзя сказать, что выходя из Института человек может сразу работать на концертах, записывать, продюсировать. Наша задача - ваш базис и понимание музыки.
—  Какой он, идеальный студент Института звукового дизайна, что он должен уметь?
— Есть несколько вещей, которые я хотел бы увидеть в своих студентах:
1
Не только кайфовать, но и работать
Студент должен быть готовым к теории — чертить графики, рассчитывать формулы. Теоретический базис должен быть. Я не черчу графики в процессе обработки, но понимание основ мне сильно помогает. Часть людей представляют звукорежиссуру как увлекательное кручение фейдеров, но они не готовы к познанию теоретической части.
2
Музыкальное образование — не обязательно
Если оно у вас есть, оно очень пригодится. Для тех у кого его нет — нужно понимание, чем звукорежиссер отличается от музыканта. Поверхностно понимать как работает музыка. Если понимание еще не глубокое, то курс музыкальной грамотности даст возможность вспомнить, почерпнуть, найти новое.
3
Есть примеры работ — очень хорошо
Студенты 16−17 года очень талантливые. Кто-то играет на инструменте, кто-то музыкант, кто-то электронный музыкант— они уже понимают звук.
4
Быть открытым к экспериментам
С момента как появилась студия, у нас появилась отличная возможность провести там день и попрактиковаться на хороших мониторах. Ребята периодически там бывают, но нет такого, чтобы каждая свободная минута была занята. Можно послушать, заценить, попробовать. Если бы у меня была такая возможность, когда я учился — я бы ее не пропустил.
5
Уметь дойти до сути
Больше читать книги, чем смотреть видео на youtube. Это винегрет, перемешанная информация. Неподготовленного человека это может ввести в заблуждение. Я часто встречаю таких людей, которые не могут углубиться в процесс — умеют крутить ручки, но не понимают для чего это делают. Нужны структурированные знания.
Желаю студентам много усердия, не лениться и добиваться своих целей!

Игорь Бардашев
Звукоинженер, преподаватель Института
Если вам понравилась история Игоря ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на нашу новостную рассылку или telegram
Мы не любим спам, у вас на почте будет только качественный контент.
Made on
Tilda