Привет!
Задавай вопрос по обучению
Telegram
WhatsApp
VK
Messenger
Mail
Phone
Всегда на связи 24/7
Привет! Мы используем файлы cookie. Они помогают улучшить ваше взаимодействие с сайтом.
студенты

Саунд-дизайнер — техник и креатор

История про пользу идеального слуха в творческой профессии
студенты
Саунд-дизайнер — техник и креатор
История про пользу идеального слуха в творческой профессии
Никита Чайкин
Студент Института звукового дизайна
Факультет: «Саунд-дизайн в аудиовизуальных медиа»
—  Здравствуй, Никита.
Расскажи, как ты из классической музыки пришел в электронную?
— Я играл на гитаре и преподавал в музыкальной школе, давал частные уроки. Однажды у меня возникла идея купить рекордер для записи своих выступлений: с этого, наверное, и начался мой путь в звук. Я записал и послушал, как звучит город. Это было переломным моментом. У меня открылись уши.

Я без остановки записывал звуки окружающей среды, предметы, атмосферы — все, что шумело, потрескивало и гудело вокруг меня, свои выступления и репетиции. Так продолжалось еще два года, за это время я записал свою библиотеку фактур, которые использую и сейчас в продакшене.

Параллельно с занятиями на гитаре стал открывать для себя электронную музыку в стилях IDM, techno, industrial, noise, field-recording, ambient.
Тренировка
Абсолютный слух можно развивать
— Расскажи, что дают тебе как саунд-дизайнеру и звукорежиссеру абсолютный слух и музыкальная грамотность?
— Музыкальная грамотность, как и абсолютный слух необязательны. Но они могут сэкономить вам кучу времени. Вам нужно написать музыку или музыкальный саунд-дизайн к небольшому видео. Согласитесь, зная, как соединять последовательность аккордов и нот в мелодии, вы сделаете это гораздо быстрее и интереснее, чем если бы вы соединяли их, не зная нотной грамоты. Это как ходить по незнакомому городу с картой — вы гораздо быстрее придёте в нужное место, если будете ею пользоваться.

Слух, как и любой другой навык можно тренировать и развивать. Я не могу сказать, что абсолютный слух у меня с детства. Может быть я им просто не пользовался до какого-то момента?

Занятия музыкой мне очень помогли в развитии слуха. Сейчас мне это помогает в саунд-дизайне: при корректировке высоты тона звучания атмосферы и синхронных шумов, для достижения более целостного, единого звучания.
— Как понять, что слух у тебя — абсолютный?
—  В выпускных классах музыкальной школы я начал это замечать. Я поступил в музыкальное училище при МГК им. Чайковского. Там я узнал, что у меня абсолютный слух. На уроках сольфеджио и гармонии я писал музыкальные диктанты достаточно быстро, за первое и второе прослушивания я записывал все ноты, а за третье и четвертое записывал ритм и проводил финальную проверку. У других однокурсников на это уходило в среднем 10−12 проигрываний.

Я заметил, что легко определяю тон звуков в повседневной жизни: могу определить ноту у скрипа дверей, гула трансформаторных будок, определить звучание каждой отдельной из машин в автомобильном трафике и прочие звуки окружающей среды.
— Как ты считаешь, работа саунд-дизайнера техническая или творческая?
— В нашей работе всегда важны две составляющие — техническая и творческая, ни одна из них не важнее другой, они должны работать сообща, как два полушария мозга. Если техническая сторона несильно развита, то нет возможности сесть и реализовать задуманное.

Надо использовать референсы, чтобы понимать, какой аспект можно улучшить. Делайте перерывы в работе, чтобы уши не уставали. Они — наш главный инструмент.
Обучение
Калейдоскоп преподавателей. Кто придет сегодня?
— Расскажи про обучение в Институте звукового дизайна.
—  В Институте звукового дизайна много отличных, опытных преподавателей. Большую часть из них я до этого не знал совсем.

Когда вечерами я шел на занятия в Институт, меня интриговало, кто же придет к нам сегодня давать лекцию — это будет Александр Лейфа, всемирно известный саунд-продюсер и диджей, который расскажет всю историю сэмплинга, даст интересное домашнее задание; Фёдор Веткалов с модульным еврорэком; Александр Вартанов с крутыми домашними заданиями, Илья Мазаев, Александр Голиков, Илья Лукашев, Александр Воробьев — целый калейдоскоп профессионалов индустрии.

Главный мой наставник по кинозвуку и саунд-дизайну — это Василий Филатов. Он всегда открыт к диалогу, своим студентам Василий всегда готов протянуть руку помощи — и делом, и словом.
— А какие отношения сложились в коллективе?

— С однокурсниками сложились прекрасные взаимоотношения, вообще звуковые команды — одни из самых дружных в индустрии. Мы постоянно делимся записанными звуками, у нас есть полноценная библиотека Института.

У нас есть команда единомышленников, которые могут со стороны взглянуть на твою работу, послушать твой проект и дать обратную связь. Это друзья, люди, с которыми можно часами болтать о саунд-дизайне и музыке.
— Какие были домашние задания были конкретно от нашего Института?
— Было много интересных творческих домашних работ. Рассказывать не буду, могу показать самые классные:
Озвучание видеоролика только с помощью рта.
Переозвучание системных звуков Windows.
Создание звукового дизайна для фэнтезийного транспорта.
искусство
«Проектов было очень много. Даже слишком»
—  Расскажи о проектах, на которых ты работал в этом году.
—  Проектов в этом учебном году было очень много. Благодаря нашему соседству с МШНК (Московская школа нового кино — прим. ред.), к нам постоянно обращались их студенты, начинающие режиссеры, монтажеры и операторы. Возможностей для практики было предостаточно.

Я начал участвовать в съемках фильмов МШНК на втором месяце обучения. Было круто узнать на практике, как писать звук на съемочной площадке и делать постобработку. Это был мой первый опыт.
— Я поработал со студентами мастерской известного европейского режиссера Фреда Келемена, принял участие в съемке и постпродакшне проекта «Некрологи», который телеканал «Дождь» реализовывал с помощью ребят из МШНК. Это был очень полезный и интересный опыт.

Всего было 8 роликов, в каждом участвует один актер — Ирина Горбачева, Владимир Познер, Александр Гудков, Евгений Цыганов, Антон Беляев, Нюша…

Каждого актера снимала разная съемочная группа, так что была возможность узнать разных режиссеров и их подход к работе. Я писал звук на площадке и делал постобработку звука для всех роликов.
— Две работы мы сделали с режиссером Полиной Нордштейн, у нас сложились хорошие рабочие отношения и понимание во время процесса работы. Это фильмы Transcend и Anima777.
— Моей дипломной работой для Института звукового дизайна стал фильм фотографа Игоря Елукова SEVERE, монтаж делала Полина Жилина. Это документальные съемки Архангельской области. Фильм длится 35 минут. В исходном файле звук был совершенно непригодным для работы, поэтому пришлось переозвучить весь фильм атмосферами, синхронными шумами, написать подходящую атмосферную музыку.

Всю работу над фильмом я сделал за две недели. Перед основным вариантом, который показан на выставке, было несколько пробных вариантов. При более глубоком погружении в материал, я находил аутентичные фактуры и музыкальные тембры. Эта работа показывается до конца сентября в галерее Coalmine в городе Винтертур (Швейцария) на персональной выставке автора.
— Чем занимаешься после окончания Института?
— Сейчас занимаюсь в основном постпродакшеном, участвую в коммерческих проектах и в нескольких некоммерческих.
Появилось свободное время для работы над своими электронными проектами и своей музыкой. Планирую до нового года выпустить один альбом на зарубежном лейбле. Это повествовательная музыка в жанрах ambient, IDM techno, bass music.
Мой альбом будет одним из первых релизов на лейбле Fallowscape Tapes, который открывает мой друг из Чехии Blear Moon. Будет ограниченный выпуск каждого релиза на аудиокассетах и бесплатная копия в интернете, так что следите за новостями.
Хочу показать вам один микс, который я записал для Secret Press: это серия электронных ивентов в разных европейских городах, которые организует команда этого лейбла.
— Что бы ты мог посоветовать будущим студентам Института?
— Не бойтесь пробовать новое. Учитесь на своих ошибках и ошибках других. Задавайте вопросы, ведь за этим вы и пришли#nbsp учиться в Институт звукового дизайна. Узнайте свои сильные и слабые стороны и следуйте своим внутренним резонансам. И, самое главное, бэкапьте информацию и сохраняйте проекты в нескольких версиях на каждом этапе работы.
Если вам понравилась история Никиты ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на нашу новостную рассылку или telegram
Мы не любим спам, у вас на почте будет только качественный контент.