Преподаватели
Столько людей в музыке не имеют музыкального образования — и это ужасно
Как выучиться, найти работу, не попасть в "бесплатную петлю" и начать получать деньги
Михаил Афанасьев
Преподаватель Института звукового дизайна
Михаил — преподает курс сольфеджио. Он знает, как тренировать свой «внутренний метроном», какие существуют стили, особенности и слэнг музыкального языка.
— Здравствуйте, Михаил, расскажите какой был ваш путь к музыке?
—  Все начиналось довольно стандартно. Я учился в музыкальной школе, ходил на класс фортепиано, потом поступил в музыкальное училище. Стал интересоваться написанием музыки. Учился этому долго. Потом я основал свою студию, лейбл, который создает трейлерную музыку — Imagine Music.
— Расскажите про компанию Imagine Music?
— Мы с командой композиторов создаем качественную продакшн-музыку для кинорекламы — трейлеров, ТВ-роликов, тизеров. У нас покупают музыку отечественные и зарубежные компании по производству кино, видеоигр, сериалов: 20th Ceuntry FOX, Sony Pictures, Lionsgate, Blizzard Entertaiment, Art Pictures, Централ Партнершип.
— Трейлерная музыка отличается от любой другой?
— Саундтрек для фильма и трейлерная музыка отличаются очень сильно. Для кинокартины снимают кадры, делают монтаж, режиссер может заранее предложить какие-то общие направления для музыкальной темы кинопроизведения. В этом случае композитор разрабатывает музыку под проект, под раскадровки и финальный монтаж.

Для трейлеров музыка создается отдельно от картины. Мы делаем музыку саму по себе, и ни к чему не привязаны. Это просто альбом хоррор треков или альбом оркестровых треков. А кинокомпания выпускает фильм, и сама ищет музыку для его трейлера. Например, треки к фильму «Притяжение» изначально не были разработаны именно для этой картины. В большинстве случаев рынок работает так.

Но бывают случаи, когда компания может заказать музыку для трейлера конкретного фильма заранее. Такое случается довольно редко. Это может быть трейлер для «Звездных войн», когда композитор должен использовать узнаваемые музыкальные темы из прошлых фильмов.
Студии Imagine Music приходили такие заказы. Например для трейлера фильма «Гоголь. Начало» — это украинская народная песня переделанная под законы трейлерной музыки. Такую композицию они бы точно нигде не нашли, поэтому пришлось заказать.
—  Есть какие-то законы по которым пишется музыка для трейлеров?
— Трейлер по монтажу очень сильно отличается от фильма. У него совсем другая драматургия. За две минуты надо выстроить сюжет, который заинтересует зрителя. Кульминация трейлера и трейлерной музыки это не разгадка сюжета, а, наоборот, закручивание.

Музыка становится очень структурированной, выстроенной по ритму. В отличие от киномузыки, где она может быть более фоновой.

Вы могли заметить, что трейлерная музыка очень агрессивная. В трейлерах очень мощные ударные, но нет мелодии или она очень простая. Музыка не должна быть впереди картинки, но именно она задает весь тон трейлеру.

Это очень специфическая среда. В ней есть определенные приемы и даже определенные названия звуков. Например, момент, когда идут титры. Когда новые люди приходят в среду они не понимают, как выстраивать процесс работы, какие приемы использовать.
— В России сформировался рынок трейлерных музыкантов?

—  Я сам долго разбирался в этой среде, и сейчас я обучаю специалистов. В России очень мало людей, которые занимаются трейлерной музыкой, а те, кто занимается — работают на американские компании.

Просто никто не воспитывает внутри России таких специалистов. Вы с трудом сможете найти программы, которые рассказывают именно про трейлерную музыку.
— Как вы приняли решение открыть свою компанию и заниматься именно трейлерами?
— Мне нравилась трейлерная музыка и саундтреки для кино. Я просмотрел много трейлеров на YouTube, прослушал сотни часов трейлерной музыки до создания лейбла.

Примерно в это время я узнал про ребят из России, Антона Новосельцева и Александра Соколова. Они написали несколько треков в молодую зарубежную компанию Really Slow Motion, которая базировалась в Великобритании. Один из треков был настолько хорош, что его взяли в трейлер «Капитана Америки 2». Для Really Slow Motion эта лицензия стала хорошим выходом в индустрию.
Это подтолкнуло и меня к развитию в этой области.

Мне нравится подход — я могу сегодня вечером посмотреть фильм, а могу трек написать. Меня никто не гонит, не заставляет писать по треку в день. Не мучают дедлайны. Это полностью творческий процесс.
— А если бы пришлось писать музыку для целой кинокартины?
—  Я бы, наверное, устал озвучивать полнометражный фильм, который длится, например, два часа. Мне нравится — написал трек одного характера две с половиной минуты, а потом делаешь совершенно другой трек. Под другую картинку и атмосферу картины.

А в полнометраже тебе нужно держаться за одну идею все время. Писать очень много музыки, потом подстраивать под монтаж. Это не комфортно.
— Как начать получать деньги от своей музыки?
— Есть несколько шагов:
1. Сразу установить свою цену
Нужно понимать уровень своих знаний, уровень навыка и сколько это должно стоить на рынке. Оцени проект. Если тебе предлагают маленькую цену, а труд большой — не берись за него.
2. Начинать с уровня который соответствует коммерческому
Даже если ты работаешь бесплатно на первых своих проектах.

Пиши сразу каналам, продюсерам, знакомьтесь на мероприятиях. Если находишься в Москве. Особенно, пока учишься в Институте звукового дизайна, который — в Москве. Ты должен искать контакты, знакомиться и рассказывать про свой продукт.
3. Не работать бесплатно долго - иначе попадешь в мертвую петлю
Не забывайте, что всегда есть бесплатная тусовка. Она не имеет ничего общего с коммерческой. Ты делаешь бесплатно работу, а тебя обещают посоветовать знакомым из индустрии. Потом оказывается, что там тоже не будут тебе платить, ведь их знакомым ты уже сделал бесплатно 10 фильмов. Нельзя попасть в петлю.

Они не платят — фильм оказывается не лучшего качества — не окупается — денег и дальше нет.
4. Для начала - краудфандинг, фриланс-проекты
Нужно копать сам рынок, искать точки входа.

На краудфандинг ресурсах много проектов. Так я и многие другие музыканты и саунд-дизайнеры делали на начальном этапе.
Мой знакомый через фриланс.ру находил проекты и создавал звуки к играм, а теперь у него в портфолио 100 игр, очень много работы и он открыл свою студию. Качество это главный критерий. Если ты умеешь делать качественно — ты найдешь.
5. Продавать на стоках. Создавать звуковые библиотеки
Подготовить сэмпл-пак звуков и показывать работодателям. Если они качественные — тебе не откажут.
6. Поднимать уровень для индустрии
Не занижать цену, потому что в России живем, потому что бюджет маленький.
Таким же как ты будет сложно найти проект, ведь есть ты который делает за дешево.
Работа преподавателем
Я был давно знаком с Василием Филатовым.

На одном из первых мероприятий, которые проводил Институт звукового дизайна я подошел и предложил сделать программу по музыкальной грамотности. Мы сели и вместе написали программу.
— А как Вы себя чувствуете в роли преподавателя?
—  Я не преподаватель по призванию, я просто люблю делиться опытом. Если человек что-то не знает, а ему хочется узнать, он ищет информацию — мне интересно поделиться. В Институте как раз и есть такой формат, где специалисты в дружеской атмосфере делятся своими знаниями. Приходите учиться. Здесь занятия подаются не как программные в обычном ВУЗе.
Я не преподаватель по призванию, я просто люблю делиться опытом
— Что вы хотели бы изменить в обучении в следующем году?
—  Я с удовольствием прочитаю лекции про создание трейлерной музыки, расскажу про ее законы. Если в программе найдется для этого место.
Я рассказал о трейлерах ребятам в этом году и они заинтересовались, но одного энтузиазма не достаточно. Нужно оформить это в конкретные учебные часы.

Человек должен углубиться в эту индустрию. Интерес появляется во время еды, только когда понимаешь как все устроено.
Если ты хочешь заниматься звуком и музыкой — ты будешь этим заниматься
Удобно ли обучение в таком формате? Успевают студенты за год?
—  Нужно понимать что наши студенты могут учиться параллельно на инженера, у них может быть семья — у них нет времени пять лет ждать окончания. Это учеба другого формата.

Если захотеть можно учиться и 10 лет и сделать такую программу.

Наш формат — окунуть человека в сферу и дать площадку для старта. Если ты хочешь заниматься звуком и музыкой — ты будешь этим заниматься.
—  Какой он, идеальный студент Института звукового дизайна, что он должен уметь?
— Возможно, он уже учился в музыкальной школе, пробовал делать проекты в Cubase, FL Studio.
Учиться в Институте звукового дизайна интересно. Нам нужны люди, которые хотят стать профессионалами.
Нужны люди, которые понимают как именно они хотят развиваться в профессии, что именно хотят узнать и каких знаний ему не хватает. Приходи и спроси.
Если вам понравилась история Михаила ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на нашу новостную рассылку или telegram
Мы не любим спам, у вас на почте будет только качественный контент.
Made on
Tilda