Преподаватели
Твои музыка — это твой жизненный опыт
Про музыку для House of Lies, Трансформеров, российских комедий и о подходе к ней, а еще про обучение музыке и творчество
Анатолий Айс
Куратор курса «Создание современной музыки»
Анатолий — музыкант с почти 25-летним стажем. Его профессиональная карьера началась в 1998 году, когда он стал собирать пластинки и начал заниматься диджеингом, а уже в 2000 году приступил к собственным проектам. Уже 10 лет Анатолий ведет проект «Функции Фанка» на Megapolis. FM.
В музыке он придерживается максимально творческого подхода и считает, что музыкальные идеи реализуются на основе жизненного опыта, а сама музыкальная композиция является главным отражением эмоций и переживаний.Это он и передает своим студентам.
Анатолий создает музыку для российских комедий SOS, Дед Мороз, Гороскоп на удачу, для рекламы Beeline, Kenzo, Вимм-Билль-Данн. Мы пообщались с Анатолием про индустрию музыкального бизнеса, истоки карьеры и про его авторский курс по созданию современной музыки.
— Здравствуйте Анатолий, расскажите как музыкальные композиции попадают на телевидение, в рекламу и кино?
—  Я писал и для кино и для рекламы — для совсем не похожих вещей, в разных жанрах и стилях. Написание музыки для кино под заказ и использование готовых треков — это два разных направления. Для российских комедий я писал музыку под заказ, а для Трансформеров и House of lies ситуация другая — компании производителя сами находили и покупали мои композиции для использования в своих кинопроизведениях.
— Как компании находят исполнителей, треки?
—  Все американское производство построено на сборе лучшего контента со всего мира — есть в заставке картинка острова, значит найдут и купят лучшее изображение от автора. Мой трек выбрали из базы данных, которую собирают постоянно.

Для меня все началось в конце 90-х. Я выложил трек на сайт SoundClick — это что-то среднее между SoundCloud и Myspace для музыкантов. Там мне написал представитель студии Cyberlore Studios и предложил написать треки для их новой игры — Playboy. The mansion. Позже я сделал для них еще один трек для игры про роботов — MechWarrior 4: Vengeance. С этого момента мои контакты как исполнителя стали передавать различным студиям, которые могли обращаться за написанием или покупать готовые композиции.

По поводу House of Lies мне написал владелец лейбла, на котором я выпускаю треки в нашей закрытой группе музыкантов на Facebook: нужна музыка для такого фильма, с таким темпом, без сэмплов. Все члены группы посылают свои произведения и владелец лейбла отбирает несколько подходящих. У кинопроизводителя таких лейблов, например, десять. Они присылают запрос на композицию на каждый, а потом из многих выбирают лучший.
— А расскажи про написание под заказ?
— В фильме «Гороскоп на удачу» я писал под заказ музыку для заключительного аккорда, сцены переходящей в титры. Мне дали пример - композиции Стиви Уандера и Нины Симон. Работать над этим треком для меня было приятно, равняться на таких людей. В этом случае все решает режиссер фильма: как будет звучать, на что похоже, какую эмоцию должна передавать музыка.
— Для какого фильма тебе хотелось бы написать музыку?
— Мне очень хочется написать музыку для хорошего кино — например, для Мертвеца Джармуша или в стиле Соляриса. Его как раз недавно пересняли, но я этим фильмом не очень проникся. Возможно из-за музыки, мелодичной и растянутой.
— А с чего ты сам начинал?
—  Я начинал как диджей. С середины 90-х я организовывал и играл на вечеринках. Начал покупать пластинки. Примерно в то же время начал писать музыку.
Не было ни интернета, да и литературы об музыке почти не было. Были программы, назывались трекеры — перед тобой таблица, ты вносишь в нее буквы и цифры. Пишешь C — нота звучит ниже, D — выше. Заполняешь таблицу, жмешь на плей, таблица считывается и играет музыка. Потом я начал работать на «горбушке». Стал изучать Cubase. Появился стимул развиваться в музыкальной сфере. Я тогда учился на теплоэнергетика в Московском энергетическом университете. Образование в этой сфере в жизни мне никак не помогло.
— А насколько важно и вообще нужно ли образование в музыкальной сфере?
—  Если ты хочешь заниматься классической музыкой, тебе придется изучить теорию музыки, возможно, поступить учиться в колледж или вуз. А если душа лежит к экспериментам, электронной музыке — лучше изучать самому, но с помощью наставника, который уже имеет хороший опыт в этой сфере.

Одному можно учиться долго и свернуть не туда. Например, посмотрите на техно-сцену, где идет повальное увлечение модульным синтезом. Начинающий музыкант почувствовал тенденцию и решил идти покупать модули — а как это все работает, зачем это использовать, откуда появилось течение? Если музыкант не сможет в этом быстро разобраться — он разочаруется в музыке и пойдет работать в офис. Нужен наставник.
Работа преподавателем
Я давно занимаюсь преподаванием. Преподаю историю музыки в музыкальных образовательных учреждениях. Мой курс в Институте звукового дизайна — довольно эзотерический. Со студентами мы говорим больше не про технические аспекты, а про эмоции: как слушать музыку, воспринимать, передавать с ее помощью историю. Я придерживаюсь максимально творческого подхода и считаю, что музыкальные идеи реализуются на основе жизненного опыта.
— Какие приемы ты используешь в обучении?
—  Я вплетаю в курс музыкально-историческую подоплеку: в этом треке есть элементы джаза, это пришло из блюза, здесь автор передает эмоцию одиночества, страха, счастья.
Например, ты создаешь техно и узнаешь, что корни этого стиля из Африки - полиритмия, перекрещивающиеся ритмы. Ты можешь использовать знания в музыкальном проекте, они могут дать тебе новую эмоцию, подтолкнуть использовать необычные для стиля элементы.
— Какие были проекты со студентами?
—  В конце курса ученики создали несколько готовых треков — их авторский трек, ремикс и интерпретация другой композиции.

Я доволен людьми, которые пришли на курс — подобралась хорошая компания. И ребятам и мне нравилась музыка, которую они делают под моим руководством.

Трехмесячный курс, который прошел сейчас — он идеальный, это хорошая основа.
Сейчас я хотел бы вести годовой курс, с поддержкой других преподавателей. Так можно отследить как растет мой ученик, как музыкант. Но все зависит от самих студентов, смогут ли они пройти весь курс до конца.
— Что дает ученику твой курс?
—  Мой курс приводит вас к созданию собственного стиля, с помощью которого вас могут идентифицировать. В 80-90 мы слышали музыку и могли понять кто именно ее играет, а сейчас музыка рафинированная - ее нужно персонализировать со стороны автора. Твой стиль говорит о тебе как о человеке, и как о музыканте. За этим и приходят учиться в Институт звукового дизайна.
Если вам понравилась история Анатолия ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на нашу новостную рассылку или telegram
Мы не любим спам, у вас на почте будет только качественный контент.
Made on
Tilda