студенты
Как связан саунд-дизайн и борщ
Про магию слияния музыки с картинкой и аудиопрограммирование
Серкин Олег
Студент Института звукового дизайна
Факультет «Интерактивный звук»
—  Здравствуй, Олег. Для начала расскажи, почему ты решил начать обучение в Институте звукового дизайна, как пришел к звуку и музыке?
—  С детства я мечтал писать музыку. При этом, я никогда не задумывался об образовании в этой сфере. В свой первый вуз я пошел учиться по совету родителей. Технический вуз был не тем местом, куда я должен был поступить.

После нескольких лет работы я решил, что нужно что-то изменить в своей жизни. Я задумался о курсах и стал искать что-то подходящее для себя. Я пришёл на День открытых дверей и понял, что Институт звукового дизайна — это то, что нужно. Это был серьезный шаг. Институт предложил мне интересную программу, возможность развития и смены основной, но нелюбимой, работы на творческую.
Рост в техническом и теоретическом плане не так значителен, как рост в профессиональном плане.
— Чему новому ты научился в процессе обучения, что приобрел?
—  За время обучения я научился систематизировать рабочий процесс, узнал о новых приемах работы со звуком. Самое главное для меня — я понял, что звук целиком и полностью подчиняется законам драматургии. Нужно осознать звук, как средство выразительности. Звук имеет свои формы и аспекты. В этом вопросе только одна техническая грамотность даёт очень мало.

Лично для меня рост в техническом и теоретическом плане не так значителен, как рост в профессиональном плане. Здесь я получил и профессиональный рост и расширение кругозора.
—  Расскажи о своих проектах и домашних заданиях внутри Института? Что было для тебя ярким, интересным, запоминающимся?
—  Самое интересное и сложное для меня — адаптивная, процедурная музыка, саунд-дизайн и аудио-программирование. Было очень интересно записывать и создавать библиотеки звуков — это занятия более классического формата, как в обычных университетах.

В процессе обучения было много забавных моментов — я старался. Были интересные домашние задания, совместные лабораторные исследования, мозговые штурмы.
— Как это происходило?
— Например, было задание озвучить короткое видео (нам досталась динамическая инсталляция), используя только звуки, записанные на рекордер в течение полутора часов на территории нашего института. Я не ожидал, что из таких привычных вещей можно сделать что-то настолько оригинальное!
— Говоря о привычных вещах, я что-то слышала о твоем мистическом проекте под названием «Борщ». Как связаны борщ и саунд-дизайн?
—  Супер-нестандартное домашнее задание — аудиоистория. Было условие — нельзя использовать разборчивую речь. Я считаю, что сценарист из меня никакой, поэтому я скептически отнесся к заданию. После занятий я в шутку сказал одногруппникам: «Ну и что мне записывать? Как человека засасывает в борщ?» Я подумал — и записал. Я был очень удивлен, когда мою идею поняли именно так, как и я.

Это короткий и понятный сценарий: человек готовит борщ, происходит какое-то мистическое событие и человек попадает в кипящую кастрюлю с борщом. Мне нужно было снять несколько звуковых сцен / фраз. Процесс приготовления борща на кухне, само погружение, пробуждение после кошмарного сна, в котором всё происходило.
Я вооружился рекордером, поставил задачу актеру и за один вечер сделал чистовую запись и постпродакшн. Можно было долго подбирать звуки из библиотек, но я решил записать шипящий телевизор, кипящий борщ, будильник, эмоции актера. Получилось как кино, только без камеры.
—  Очень интересно! Такой необычный опыт. А как ты считаешь, есть ли у тебя какой-то особенный подход? На что ты делаешь акценты?
—  Подхода как такового нет, хотя из-за моего обширного музыкального бэкграунда сформировались определенные предпочтения. Окружающие всегда ассоциируют мои работы с «моим стилем», но я совсем не понимаю, почему.
— Раз ты упомянул про бэкграунд… ты ведь раньше занимался больше музыкой, чем звуком? Где грань между ними, как ты это ощущаешь?
— Сейчас от этой грани уже ничего не осталось, музыка стала саунд-дизайном, саунд-дизайн многое почерпнул из музыки. Для меня музыка — это то, что существует само по себе, как самодостаточный продукт искусства, а звук это прикладной элемент.
— У тебя был какой-то момент перехода от музыки к звуку? Что стало для тебя новым в этом аспекте?
— Я всегда нахожусь в процессе поиска чего-то нового, что нравилось бы мне и подходило под поставленные задачи. Это касается и звука и музыки. Новым для меня было то, что с изображением звук ведет себя совершенно по-другому. Это, своего рода, магия…
С изображением звук ведет себя совершенно по-другому. Это, своего рода, магия…
— Как сейчас у тебя получается совмещать профессию музыканта и саунд-дизайнера? Чему уделяешь больше времени?
— Занимаюсь примерно поровну и тем, и тем. Сейчас, на момент окончания обучения, скопилось много начатых проектов по музыке, очень много новых проектов с играми — контактов с разработчиками игр, с которыми мы познакомились на конференции гейм-девелоперов DevGAMM.
На DevGamm мы со студентами Института попали по партнерской программе от Института звукового дизайна. Это очень ценно для нас.
—  Дай совет нашим новым студентам, расскажи об институте, развей сомнения. Мы знаем, что перед поступлением они есть у всех.
—  Совет один — меньше думать, ну, не думать конечно, а сомневаться.
Не сомневайтесь, не ждите, не откладывайте рабочий процесс в поисках идеальных условий.
Чего ждать поступающим от Института?
Дружескую атмосферу, конструктивную критику, готовность учить и учиться у студентов. Главное для студента — желание и готовность работать над ошибками. Я считаю, что перед поступлением стоит хорошо подготовиться. Базовые знания очень нужны. Освойте хотя бы одну из популярных DAW (Digital Audio Workstation), почитайте про основные способы обработки звука.
Будьте ответственными. Следите за дедлайнами. Не бойтесь ошибаться и показывать свои ошибки. Идеальных работ не бывает.

Удачи!
Если вам понравилась история олега ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на нашу новостную рассылку или telegram
Мы не любим спам, у вас на почте будет только качественный контент.
Made on
Tilda